» » Проводы казака на службу в кубанской традиции. Проводы казаков и встреча их со службы

Проводы казака на службу в кубанской традиции. Проводы казаков и встреча их со службы

На авансцене - ведущие пролога

В1: - Мы – люди 21-го века.

В2:

В3:

В2:

В1: - И судьбой.

Звучит негромкая музыка. Выходит Мать и Отец , несут колыбельку.

Звучит «Казачья колыбельная»

Мать :

Отец:

Мать :

Отец:

В1:

В2:

В3:

В2: - Рубить шашкой - с 10-ти.

Маленький Казачонок

Казачонок: -

В3:

В2:

В1:

В3:

В2: - Весь день. А вечером…

Казачонок

Новобранец:- Знамо дело, отстоял.

Казачонок:-

Новобранец:-

Казачонок:- Это – добрая примета.

Входят отец, мать и сестра .

Отец.

Сестра:

Казачонок: - Цыц, баба.

Мать:- А вот и гости пожаловали

Новобранец:-

Звучит песня «Пришли в гости казаки»

Гости:

Ведущий:

Ведущий:

Мать:

Сестра: - это ещё зачем?

Казачонок:

Отец: - Тихо, сороки.

.

Отец:

Мать:

Звучит мелодия песни «Маты сына провожала»

Мать:-

С последними словами все уходят. На сцене остаются ведущие пролога

В1: - Мы – люди 21-го века.

В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.

В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.

В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.

В1: - И судьбой.

Звучит финальная песня «В путь- дорожку дальнюю»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий реконструкции обряда

«Проводы казака на службу в кубанской традиции»

На авансцене - ведущие пролога

В1: - Мы – люди 21-го века.

В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.

В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.

В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.

В1: - И судьбой.

Звучит негромкая музыка. Выходит Мать и Отец , несут колыбельку.

Звучит «Казачья колыбельная»

Мать : - Бог тебя дал, Христос даровал, Пресвятая Похвала в окошечко подала…

Отец: - В окошечко подала. Андреем назвала.

Мать : - Спи со Богом, со Христом, со Святыми Ангелами, спи, дитя до утра, до утра – до полудня

Отец: - Настанет пора – мы разбудим тебя

В1: - Когда в казачьей семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили кто саблю, кто патроны, а кто и ружье.

В2: - А когда после крестин на 40 -й день возвращались домой, отец, надев на мальчугана саблю, сажал его на коня. Придерживая в седле, он обводил его 3 раза вокруг дома, читая молитву вслух. С 3-х летнего возраста мальчик уверенно держался в седле.

В3: - Стрелять его учили с 7 -ми лет,

В2: - Рубить шашкой - с 10-ти.

Маленький Казачонок выбегает на авансцену, демонстрирует искусство владения шашкой

Казачонок: - А в 18 лет казак был полностью готов к службе.

В3: - За некоторое время до призыва новобранец мог оставить работу. Ему «давали нагуляться». Он освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят только подготовкой снаряжения.

В2: - А ещё он готовился духовно - держал строгий пост, который заканчивался напутственным молебном.

В1: - За день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков.

В3: - А после новобранца все поздравляли, желали счастливой службы и весь день был посвящён только ему.

В2: - Весь день. А вечером…

Заходят молодые казаки и новобранец, За ними – маленький казачонок.

Казачонок : -Андрюшка, а Андрюшка, а ты молебен отстоял?

Новобранец:- Знамо дело, отстоял.

Казачонок:- А конь-то твой, конь-то как?

Новобранец:- Знамо дело, как. Смирно стоял, головы не опускал.

Казачонок:- Это – добрая примета.

Входят отец, мать и сестра .

Отец. Ну что, сынок, много ли гостей придёт на проводы?

Сестра: - Вот и я говорю: «Андрюшка, много будет молодых девок?». Он грит: «А, нет». А как пошёл он, вон привел усю Брёшку».

Казачонок: - Цыц, баба.

Мать:- А вот и гости пожаловали

Появляются гости. Звучит гармонь. Гости поочерёдно подходят к казаку, дарят подарки девушки прикалывают булавками платочки/цветы к черкеске на груди казака, перевязывают его крест накрест рушником.

Новобранец:- Добро пожаловать, гости дорогие.

Звучит песня «Пришли в гости казаки»

Гости: - Благополучной дороги, успешной службы, счастливого возвращения

Ведущий: за праздничным столом звучало много пожеланий, напутствий казаку, но находилось место и для весёлых игр и песен.

Ведущий: Гости веселились до самого утра. Но наступало утро – последнее утро казака в родном доме. Пора было прощаться.

Выходят отец и мать. Отец держит в руках икону.

Мать: - Аннушка, шубу-то, шубу скорей неси.

Сестра: - это ещё зачем?

Казачонок: -Да чтоб служить ему не голо было.

Все суетятся, сестра обнимает казака, плачет.

Отец: - Тихо, сороки.

Все замолкают. Казак становится на колени перед родителями .

Отец: - Благословляю тебя, сын, на добрую службу.

Мать: - И пусть родная земля защитит тебя от погибели.

Звучит мелодия песни «Маты сына провожала» в инструментальном изложении. Новобранец целует икону, встаёт, кланяется на все четыре стороны, выходит из дома спиной вперед, поочерёдно «закрывая» за собой воображаемые «двери».

Мать:- Господи благослови, идти тебе в пути, Господь впереди, Матерь Божа с ними, а ты - за ними.

С последними словами все уходят. На сцене остаются ведущие пролога

В1: - Мы – люди 21-го века.

В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.

В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.

В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.

В1: - И судьбой.

На сцену выходят все участники реконструкции.

Звучит финальная песня «В путь- дорожку дальнюю»


Обычай торжественно провожать казаков в армию уходит своими корнями в далёкое прошлое. Хоть многое и поменялось с той поры, но традиция верой и правдой служить России живёт в казачестве, как и прежде. С 1 апреля многие жители Верхнедонского района провожают своих сыновей на службу. И я хочу рассказать, как в старину провожали казака в армию.

Задолго до проводов начиналось хождение новобранца по гостям. Каждый день его приглашал кто-нибудь посидеть вечерок. Последние же дни собирались в родительском доме. Молодые девушки и парни пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. После угощения молодёжь расходилась, а за столом оставались взрослые. Участие молодого казака во время прощального ужина, когда за столом оставались взрослые, строго регламентировалось. За столом неженатый казак сидел в святом углу между отцом и матерью. Одет он был в хлопчатобумажную гимнастерку с пристяжными погонами и двумя карманами ниже пояса, в шароварах серо-синего цвета с красными лампасами, в армейских сапогах и при полной походной справе.

Нередко гости просиживали за столом всю ночь, предаваясь воспоминаниям о былых временах и военных победах. Беседы прерывались песнями. Можно отметить, что песенный репертуар также был довольно определенным в сюжетном отношении. Большая часть текстов была связана с тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были сугубо мужскими.

Утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Выйдя из-за стола, отправлялись во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону (во время благословения они трижды ими менялись). Родители, благословляя сына на добрую службу, желали благополучного возвращения. Казак целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать надевала сыну крестик или медальон (чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца) и трижды говорила: «Господи благослови. Тебе идти в пути, Господь впереди, Матерь Божья с ним, а ты за ним».

Вообще, среди служивых казаков было распространено ношение ладанок с зашитыми молитвами и щепоткой родной земли. Отец благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение царю и Отечеству. Послужи батюшке-царю, как и деды, и отцы твои служили». После благословения отца казак кланялся в ноги родным: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!» Потом обнимал, целовал жену: «Прости, милая жена! Жди меня! Бог даст, вернусь!»

Казачки всхлипывали, казаки торжественно молчали. Новобранец грустным взором окидывал родной двор, сад и всё, что дорого и мило ему, что так связано с его детством и юностью. Затем, по обычаю, который существовал в ст. Казанской, казак перед выходом из дома стрелял в верею (столб, на который навешивается створка ворот) или в порог. Младший братишка за распахнутые ворота выносил пику. Жена подводила коня, передавала повод и говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Неженатому казаку коня могли выводить невестка, сестра или друзья. Все выходили за ворота. Шествие направлялось на площадь к церкви, где служили молебен. Для этого из храма выносили «святости» — хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. Уже во время молебна примечали, какая судьба ждёт служивого: если конь стоит, опустив голову во время церковной службы, казак домой не вернется.

Затем и провожающие, и те, кто уходил на службу, смешавшись, шли на переправу. Впереди шли священнослужители. В одних случаях было принято, чтобы служивый казак шёл спешенный, в других - ехал, а коня вели жена или отец. Собравшийся народ был одет по-праздничному. Казаки в форменной военной одежде, без погон, но с заслуженными наградами в былых кампаниях. Старики при той же форме, но в чувяках — низкой кожаной обуви без твердого задника, и в шерстяных чулках домашнего изготовления. Женщины в нарядных платьях.

На берегу Дона появлялось вино и начиналось угощение. Песни не умолкали. Провожающие выпивали по чарке за каждое из трёх желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение. Служивые снимали со стремян колпачки и наливали в них грамм по десять вина. Пили стременную. Слышался плач их жён, детей и матерей.

Вот жена подала мужу ребёнка, а он посадил его в седло. Сама же она обвила руками шею коня, плачет, молит коника принести назад её милого друга. Последняя минута. Казаки снимают шапки, кланяются и крестятся...

Переправляясь через Дон, набожные воины черпали священную для них воду, мочили ею головы, утирали лицо, глаза и потом, поклонясь реке и последнему храму своей земли, стройными рядами оставляли станицу. Дробно стучали копыта, блестели на солнце пики, и всё исчезало за задонской горой. Только ещё долго оседала пыль, поднятая конскими копытами на вековом шляхе.

Вот и сегодняшние новобранцы, отслужив, вернутся домой, и когда-нибудь сами будут провожать на службу своих сыновей, как когда-то провожали их и всех казаков-предков защищать родную Отчизну да батюшку тихий Дон.

Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».

По описанию К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со своими ближайшими соседями, азовцами. Тут они придирались к каждому пустому случаю, чтобы учинить "размир". Например, азовцы, поймавши где-нибудь на промысле казаки, остригутъ ему усы и бороду; немедленно начиналась война. Бывали случаи, что в день заключения перемирия происходил и разрыв. Казаки нисколько не дорожили миром, потому что война доставляла им "зипуны", т. е. кормила их, … война обогащала их, прославляла по чужим землям. Частые войны и вечно тревожная жизнь порождали в казаках удаль. Удальцы никогда не переводились на Дону».

В XVI в. для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».

Фото Болдырева И.В., 1876 г.

Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. В старину все делалось по обычаю, завещанному предками. Выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях, затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жены выводили на площадь коней. У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.

Из церкви казаки во главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и каждый казак, припавши к родной могиле, просил благословение родителей. Обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

По описанию К.К. Абаза: «Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: "Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живьем-здоровым". Мать благословляла образом, отец, вручая сыну пику, говорил: "Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози домой, пригодится и твоему сыну". Переходя Дон, станичники черпали священную для них воду, мочили ею голову, утирали лицо, глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли коней в придонские степи».

Для морских походов казаки готовили челны, которые обычно делали из липовых колод. Их распиливали пополам, затем выдалбливали середину, с боков прикрепляли ребра, а по обоим концам - выгнутые кокоры. Для большей устойчивости эти неуклюжие «посудины» обвязывались пучками камыша. Челны нагружали запасом пресной воды и казацкою снедью: сухарями, просом, толокном, сушеным мясом, соленой рыбой. Выряжались в поход налегке, одевались бедно, вооружались ручными пищалями, копьями, саблями. В больших походах возили с собою фальконеты - длинные малокалиберные орудия, стрелявшие со станков свинцовыми ядрами. "На ясном железе глаз играет", - так говорили бывалые казаки.

Затем все воинство собиралось у часовни помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда - на площадь, где пили прощальный ковш вина или меда. На берегу еще выпивали по ковшику и, наконец, рассаживались в лодки, по 40-50 человек в каждой. Во время похода существовал «сухой закон», пить строго-настрого запрещалось.

На берегу запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду... Вдали от родины, на далекой чужбине казаки составляли военное братство: они помогали друг другу в нуждах, делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг за дружку. Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы таковая ни приключилась - на аванпостах ли, в схватке, в преследовании - все равно, "клади душу за своего". Они же ревниво следили и за добронравием молодых. По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не разбивали по разным сотням, и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру. Каждый казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью. Бывали случаи, что оплошность односума товарищи искупали кровью.В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого.

Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг (обращался к жене), жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!".

Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, при этом говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.

Проводы донских казаков на службу.

Фото Болдырева И.В., 1876 г.

Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Станичники заранее знали, когда казаки возвращаются со службы. Дома тщательно готовились к встрече. Убирали курени, мыли их внутри и снаружи.

Когда казак въезжал на родное подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись, казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, отца и лишь потом жену.

Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные занятия хозяйственной жизни. Но всегда при этом, казак был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.

Защита родной донской земли и России всегда были для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, истреблять её врагов.

Материал предоставила Полякова А.Н.,

зав. культурно-образовательным отделом

Старочеркасского музея-заповедника

Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».

По описанию К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со своими ближайшими соседями, азовцами. Тут они придирались к каждому пустому случаю, чтобы учинить "размир". Например, азовцы, поймавши где-нибудь на промысле казаки, остригутъ ему усы и бороду; немедленно начиналась война. Бывали случаи, что в день заключения перемирия происходил и разрыв. Казаки нисколько не дорожили миром, потому что война доставляла им "зипуны", т. е. кормила их, … война обогащала их, прославляла по чужим землям. Частые войны и вечно тревожная жизнь порождали в казаках удаль. Удальцы никогда не переводились на Дону».

В XVI в. для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».

Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. В старину все делалось по обычаю, завещанному предками. Выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях, затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жены выводили на площадь коней. У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.

Из церкви казаки во главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и каждый казак, припавши к родной могиле, просил благословение родителей. Обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

По описанию К.К. Абаза: «Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: "Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живьем-здоровым". Мать благословляла образом, отец, вручая сыну пику, говорил: "Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози домой, пригодится и твоему сыну". Если же казак был уже совсем взрослый и отец его уже умер, то пику ему подавал сын или племянник. В песнях донских так и пелось:

Жена коня подводит мужу,

Племянник пику подаёт.

Переходя Дон, станичники черпали священную для них воду, мочили ею голову, утирали лицо, глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли коней в придонские степи».

Для морских походов казаки готовили челны, которые обычно делали из липовых колод. Их распиливали пополам, затем выдалбливали середину, с боков прикрепляли ребра, а по обоим концам - выгнутые кокоры. Для большей устойчивости эти неуклюжие «посудины» обвязывались пучками камыша. Челны нагружали запасом пресной воды и казацкою снедью: сухарями, просом, толокном, сушеным мясом, соленой рыбой. Выряжались в поход налегке, одевались бедно, вооружались ручными пищалями, копьями, саблями. В больших походах возили с собою фальконеты - длинные малокалиберные орудия, стрелявшие со станков свинцовыми ядрами. "На ясном железе глаз играет", - так говорили бывалые казаки.

Затем все воинство собиралось у часовни помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда - на площадь, где пили прощальный ковш вина или меда. На берегу еще выпивали по ковшику и, наконец, рассаживались в лодки, по 40-50 человек в каждой. Во время похода существовал «сухой закон», пить строго-настрого запрещалось.

На берегу запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду... Вдали от родины, на далекой чужбине казаки составляли военное братство: они помогали друг другу в нуждах, делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг за дружку. Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы таковая ни приключилась - на аванпостах ли, в схватке, в преследовании - все равно, "клади душу за своего". Они же ревниво следили и за добронравием молодых. По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не разбивали по разным сотням, и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру. Каждый казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью. Бывали случаи, что оплошность односума товарищи искупали кровью. В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого.

Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг (обращался к жене), жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!".

Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, при этом говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.

Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Станичники заранее знали, когда казаки возвращаются со службы. Дома тщательно готовились к встрече. Убирали курени, мыли их внутри и снаружи.

Когда казак въезжал на родное подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись, казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, отца и лишь потом жену.

Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные занятия хозяйственной жизни. Но всегда при этом, казак был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.

Защита родной донской земли и России всегда были для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, истреблять её врагов.

Светлана Асташкина
Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»

После исполнения 20 лет, казак начинал готовиться к службе . Провожали казака всей станицей . Обычно приходили родственники, друзья, товарищи и близкие. Было большое застолье. Потом всей станицей провожали за околицу .

Именно с этим обрядом мы познакомили гостей и родителей воспитанники старшей группы «Клубнички» . Наша группа получила статус «Казачья группа » .

Мы украсили зал в стиле казачьей горницы , в которой и происходили все события. Хозяйка-казачка и отец- казак встречали гостей . Дети читали стихи, пели песни о величавом Тихом Доне, о раздольном Донском крае и о славном казаке Гришатке , которому пришло время отправляться на службу .

Мероприятие прошло весело с играми, танцами с использованием настоящих казачьих традиций .

Цель : развивать представление детей об образе казачьей жизни через освоение казачьих традиций

Задачи :

Действующие лица :

Взрослые : хозяйка-Мать, хозяин-Отец, Дед Щукарь

Дети : вестовой, сын-казачок , гости-дети

Репертуар

Фонограмма песни «Трава моя муравушка»

Песня «Вечер, вечер, матушка»

Перепляс «Как донские казаки »

Танец «Из-под горочки туманик…»

Танец-песня «Барыня»

Песня «Ах, на горе калина»

Песня «Как за Доном, за рекой»

Песня «Как у нас было на Дону»

Песня «Ой, при лужке, при лужке»

Песня «О донском крае»

Игры :

На конях скачки – «Скачки на мишень»

«Прокати казачку на коне »

Игры с коромыслом

«Рыбалка»

Атрибуты : кружка, вязаные коврики, поднос с рушником и караваем, сумка деду Щукарю через плечо и рыба, Конь (голова и два человека в ткани, оружие, мешочек с землёй, сухари, 2 коня на палочке, корзина с мячами, 4 ведра, 2 коромысла, невод)

Ход праздника:

1 часть. 1 картина «На круг к атаману»

Зал оформлен в стиле казачьей горницы . Хозяин и хозяйка казачьих костюмах ) встречают гостей. Под фонограмму народной песни «Трава моя травушка» входят 5 детей.

Хозяйка : Пожалуйте, гостички, пожалуйте, дорогие!

Хозяин : Гость на порог – хозяину радость!

1 гость ребенок : Друзья имеются, так и сердце греется! (Юля)

2 гость ребенок : Доброго здоровья вам, хозяева! (Алина)

Входят дети(5, приплясывая под музыку (топотушки)

3 гость ребенок : Здорова дневали, Петр Иванович и Пелагея Марковна!

Хозяйка : Присаживайтесь станичники

4 гость ребенок : Ну и казак у вас (обращается к детям) Люб?

Хозяюшка нахваливает сына.

Дети : Люб!

5 гость ребенок : Ну, Точно дед – Иван Прокопович!

Хозяйка : Милости просим, дорогие гостички, сделайте честь нашему куреню

Хозяин : Покорнейше просим, проходите

Дети : Благодарствуем (хором! Мы спешим к вам на проводы .

Хозяйка : У нас для каждого найдется и местечко и словечко

6 гость ребенок : Без друзей жить – самому постылым быть (Богдан)

7 гость ребенок : Не плетень городи, а с соседом дружбу води (Алина Бобрышева)

Входят дети (5, приплясывая под музыку «Вечер, вечер, матушка»

Девочки : Здравствуйте Пелагея Марковна (кланяются)

Мальчики : Здравствуйте Петр Иванович (кланяются)

8 гость ребенок : Весть мы услыхали, что казачка Гришаню в поход провожают

9 гость ребенок : Пришли мы погуторить, песни спевать, свою удаль показать .

10 гость ребенок : А гостей у вас полно!

Хозяйка : Где теснее, там веселее!

Хозяин : Будьте как дома

Хозяйка : Удобно ли вам гости дорогие?

Сын : Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Дед Щукарь : (входит) Гостям известно дело, место хватило! Да не тесновато ли хозяевам?

Сын : В тесноте да не в обиде! Собрались казаки на единый «круг» !

Старые да молодые, веселые да удалые.

Будем песни петь, наш родной край прославлять и меня в поход провожать !

1 часть. 2 картина «Гулянье казаков »

Хозяева : Сегодня собрались казаки со всей станицы показать свою удаль .

Дед Щукарь : Вы пришли показать казачий пляс . А подарок есть у вас?

1 гость ребенок : Мы тебе Гришаня кружку смастерили. Ты в походе не скучай, Дон родимый вспоминай, с нами песню запевай

Исполняется перепляс «Как донские казаки » (Поклон, садятся на места)

Ребенок : Наступил и наш черед, песню заиграем.

Спляшем лихо и споем, и дары оставим!

Казачок танцует с группой «Из-под горочки туманик…» (в конце танца дети выносят цветные коврики)

Ребенок : При походе по степи пригодятся се ковры.

Хозяйка : Ох, спасибочки, веселые вы казачата да боевые !

Дед Щукарь : (взяв коврик, рассматривая его) : Да это дело хорошее, нужное при походе.

Гости : Люб ковер?

Хозяева : Люб!

Эти дети присаживаются, выходят другие дети.

Они держат хлеб на подносе с рушником

1 ребенок : А мы казачка провожаем пышным караваем !

2 ребенок : Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

Казачок : Вы долго трудились?

3 ребенок : Пот на спине, так и хлеб на столе

4 ребенок : Работящие дети и отцу – хлеб

5 ребенок : Мы сейчас себя покажем,

Каблучками постучим

Лихо «Барыню» отпляшем,

Вас с собою пригласим

Под фонограмму исполняется танец-песня «Барыня»

Хозяйка : (хвалит детей) Ой да казачатки . Лихо «Барыню» отплясали. Даже Деда Щукаря развеселили, а то он как сухарь

Дед Щукарь : Это, я как сухарь? Да я вам это, я еще вам покажу! (шарит в сумке)

Хозяйка : Что там у тебя?

Дед Щукарь : Рыбу поймал казачонку

Хозяйка : Ну, неси ее сюда

Дед Щукарь : Да не идет она

Хозяйка : Так сам иди

Дед Щукарь : Да она меня не пускает

Хозяйка : Ну, давай помогу тебе (вытаскивает рыбицу)

Дед Щукарь : (дарит рыбу) : Вот тебе, Гришаня, от деда Щукаря рыбка для порядка

Хозяин : Ну и дедушка Щукарь…Ничего нам не сказал , что рыбу дивную поймал. Пора и другим казакам приветы слать , Свое выступление начинать!

1 ребенок : Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

Неужели в этом доме половице лопнуть?

2 ребенок : Из-за Дона песню выведу,

3 ребенок : Ох, раз, еще раз,

Мы поклонимся сейчас

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас

Исполнение песни «Ах, на горе калина»

Дед Щукарь : И танцуете вы ладно и песни играете, а вот скажите, без кого казак жить не может ? Кто друг верный казака ?

Дети отвечают. Говорят пословицы о коне.

Казаку конь – себе дорог

Казак с конем и ночью и днем

Мы поклон принесли, и коня привели (ребенок заводит «коня» ,

Ты коня корми досыта и блюди его копыта

тогда твой конь ретивый будет друг незаменимый, Хорошо скачи на нем, хоть куда с таким конем.

Дети дарят «коня» . Мать и казак благодарят гостей

Сын : Воронок притомился. Пусть водицы студеной попьет, сена поест перед дорогой, сил наберется (Уводит коня)

Хозяйка : Спасибо, станичники, что все пришли моего Гришутку проводить .

А по обычаю проводим сынка моего в дальнюю дорогу с песней.

Дети поют песню «Как за Доном, за рекой» , казачок и мать запевают .

Мать и отец («вместе» ): Сынок, дорогой наш, благословляем тебя! (Надевают оружие, дают мешочек с землей, сухари и т. д.)

Сын : Спасибо, матушка, спасибо, батюшка. Спасибо, станичники, за то, что пришли проводить меня . Я буду помнить ваши наказы.

Щукарь : И я, Гришатка, тебя провожу

Мать : Будем ждать встречи, Гришатка.

Дед Щукарь : Григорий с похода сильным, ловким, смелым вернется, а вы каши мало ели? Чай, у вас и силенок нету. Песни пел с вами, плясал, а силушку вашу не видал

Ребенок : Пойдем, дед Щукарь, мы покажем, какие мы быстрые, поворотные, ловкие, разудалые ребята! Одним словом…

Все дети : Казаки !

Исполнение песни «Как у нас было на Дону»

Проводятся игры .

Хозяйка : Сердце-то не зря взыграло, поиграть пора настала

Щукарь : У меня Щукаря два товарища : Первый – конь гнедой, Второй – белый конь. Казаки , коней седлайте! Чётко в цели попадайте!

На конях скачки – «Скачки на мишень»

(Команда папы катает девочек) (6 человек)

Мать : Развеселые живут на Дону казаки- ребята . Эх, танцуют от души наши казачата !

Исполняется песня «Ой, при лужке, при лужке»

Щукарь : Ай, да ребятушки,

Ай, да казачатушки , порадовали старого

Ох, хотел бы я посмотреть, проворны ли девицы- казачки ?

А теперь попросим мы молодушек сюда

Дадим в руки коромысла да два ведра

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет

Наносим, девицы, водицы. Пора бы и ухе свариться

Игры с коромыслом. (Музыкальное сопровождение )

Пора казаков посылать Бреднем рыбы натягать

Проводится игра «Рыбалка» . (Дед ловит по кругу пап и мальчиков)

(Пока идет игра вывести одну девочку)

Щукарь : Вижу я, улов не плох, казак – ловкий рыболов

Девочка : (вбегает) Станичники! Станичники (Катя)

Щукарь : Чего тебе, кума?

Девочка : Я вам добрую новость принесла. Григорий с похода возвращается, встречайте.

Казачок : Здравствуй, милая станица. Вновь судьба свела с тобой. Здесь мне выпало родиться и вернулся я домой. Вновь душа от счастья плачет, Дону в пояс поклонюсь, Пусть мне сто дорог назначат, Я опять сюда вернусь.

Звучит фонограмма (плюс) песня о Донском крае

Вечер, вечер матушка, текст песни

1 Вечер, вечер матушка

Вечер государушка,

Иванушка приходил,

Подарочки приносил

2 Иванушка приходил,

Подарочки приносил,

Подарочек дорогой,

С руки перстень золотой

3 Та отрада, ты отрада,

Ты отрадушка моя,

Мы пойдем с тобой, отрада

Во зеленый сад гулять

4 Во зеленый сад гулять

Сладки ягоды сбирать,

Яблоки садовые,

Сладкие, медовые

5 Два яблочка сорвала

Тебя, милый поняла,

Два сахарных раскусила,

Тебя, милый, полюбила.