На авансцене - ведущие пролога
В1: - Мы – люди 21-го века.
В2:
В3:
В2:
В1: - И судьбой.
Звучит негромкая музыка. Выходит Мать и Отец , несут колыбельку.
Звучит «Казачья колыбельная»
Мать :
Отец:
Мать :
Отец:
В1:
В2:
В3:
В2: - Рубить шашкой - с 10-ти.
Маленький Казачонок
Казачонок: -
В3:
В2:
В1:
В3:
В2: - Весь день. А вечером…
Казачонок
Новобранец:- Знамо дело, отстоял.
Казачонок:-
Новобранец:-
Казачонок:- Это – добрая примета.
Входят отец, мать и сестра .
Отец.
Сестра:
Казачонок: - Цыц, баба.
Мать:- А вот и гости пожаловали
Новобранец:-
Звучит песня «Пришли в гости казаки»
Гости:
Ведущий:
Ведущий:
Мать:
Сестра: - это ещё зачем?
Казачонок:
Отец: - Тихо, сороки.
.
Отец:
Мать:
Звучит мелодия песни «Маты сына провожала»
Мать:-
С последними словами все уходят. На сцене остаются ведущие пролога
В1: - Мы – люди 21-го века.
В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.
В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.
В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.
В1: - И судьбой.
Звучит финальная песня «В путь- дорожку дальнюю»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий реконструкции обряда
«Проводы казака на службу в кубанской традиции»
На авансцене - ведущие пролога
В1: - Мы – люди 21-го века.
В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.
В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.
В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.
В1: - И судьбой.
Звучит негромкая музыка. Выходит Мать и Отец , несут колыбельку.
Звучит «Казачья колыбельная»
Мать : - Бог тебя дал, Христос даровал, Пресвятая Похвала в окошечко подала…
Отец: - В окошечко подала. Андреем назвала.
Мать : - Спи со Богом, со Христом, со Святыми Ангелами, спи, дитя до утра, до утра – до полудня
Отец: - Настанет пора – мы разбудим тебя
В1: - Когда в казачьей семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили кто саблю, кто патроны, а кто и ружье.
В2: - А когда после крестин на 40 -й день возвращались домой, отец, надев на мальчугана саблю, сажал его на коня. Придерживая в седле, он обводил его 3 раза вокруг дома, читая молитву вслух. С 3-х летнего возраста мальчик уверенно держался в седле.
В3: - Стрелять его учили с 7 -ми лет,
В2: - Рубить шашкой - с 10-ти.
Маленький Казачонок выбегает на авансцену, демонстрирует искусство владения шашкой
Казачонок: - А в 18 лет казак был полностью готов к службе.
В3: - За некоторое время до призыва новобранец мог оставить работу. Ему «давали нагуляться». Он освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят только подготовкой снаряжения.
В2: - А ещё он готовился духовно - держал строгий пост, который заканчивался напутственным молебном.
В1: - За день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков.
В3: - А после новобранца все поздравляли, желали счастливой службы и весь день был посвящён только ему.
В2: - Весь день. А вечером…
Заходят молодые казаки и новобранец, За ними – маленький казачонок.
Казачонок : -Андрюшка, а Андрюшка, а ты молебен отстоял?
Новобранец:- Знамо дело, отстоял.
Казачонок:- А конь-то твой, конь-то как?
Новобранец:- Знамо дело, как. Смирно стоял, головы не опускал.
Казачонок:- Это – добрая примета.
Входят отец, мать и сестра .
Отец. Ну что, сынок, много ли гостей придёт на проводы?
Сестра: - Вот и я говорю: «Андрюшка, много будет молодых девок?». Он грит: «А, нет». А как пошёл он, вон привел усю Брёшку».
Казачонок: - Цыц, баба.
Мать:- А вот и гости пожаловали
Появляются гости. Звучит гармонь. Гости поочерёдно подходят к казаку, дарят подарки девушки прикалывают булавками платочки/цветы к черкеске на груди казака, перевязывают его крест накрест рушником.
Новобранец:- Добро пожаловать, гости дорогие.
Звучит песня «Пришли в гости казаки»
Гости: - Благополучной дороги, успешной службы, счастливого возвращения
Ведущий: за праздничным столом звучало много пожеланий, напутствий казаку, но находилось место и для весёлых игр и песен.
Ведущий: Гости веселились до самого утра. Но наступало утро – последнее утро казака в родном доме. Пора было прощаться.
Выходят отец и мать. Отец держит в руках икону.
Мать: - Аннушка, шубу-то, шубу скорей неси.
Сестра: - это ещё зачем?
Казачонок: -Да чтоб служить ему не голо было.
Все суетятся, сестра обнимает казака, плачет.
Отец: - Тихо, сороки.
Все замолкают. Казак становится на колени перед родителями .
Отец: - Благословляю тебя, сын, на добрую службу.
Мать: - И пусть родная земля защитит тебя от погибели.
Звучит мелодия песни «Маты сына провожала» в инструментальном изложении. Новобранец целует икону, встаёт, кланяется на все четыре стороны, выходит из дома спиной вперед, поочерёдно «закрывая» за собой воображаемые «двери».
Мать:- Господи благослови, идти тебе в пути, Господь впереди, Матерь Божа с ними, а ты - за ними.
С последними словами все уходят. На сцене остаются ведущие пролога
В1: - Мы – люди 21-го века.
В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.
В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.
В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.
В1: - И судьбой.
На сцену выходят все участники реконструкции.
Звучит финальная песня «В путь- дорожку дальнюю»
Обычай торжественно провожать казаков в армию уходит своими корнями в далёкое прошлое. Хоть многое и поменялось с той поры, но традиция верой и правдой служить России живёт в казачестве, как и прежде. С 1 апреля многие жители Верхнедонского района провожают своих сыновей на службу. И я хочу рассказать, как в старину провожали казака в армию.
Задолго до проводов начиналось хождение новобранца по гостям. Каждый день его приглашал кто-нибудь посидеть вечерок. Последние же дни собирались в родительском доме. Молодые девушки и парни пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. После угощения молодёжь расходилась, а за столом оставались взрослые. Участие молодого казака во время прощального ужина, когда за столом оставались взрослые, строго регламентировалось. За столом неженатый казак сидел в святом углу между отцом и матерью. Одет он был в хлопчатобумажную гимнастерку с пристяжными погонами и двумя карманами ниже пояса, в шароварах серо-синего цвета с красными лампасами, в армейских сапогах и при полной походной справе.
Нередко гости просиживали за столом всю ночь, предаваясь воспоминаниям о былых временах и военных победах. Беседы прерывались песнями. Можно отметить, что песенный репертуар также был довольно определенным в сюжетном отношении. Большая часть текстов была связана с тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были сугубо мужскими.
Утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Выйдя из-за стола, отправлялись во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону (во время благословения они трижды ими менялись). Родители, благословляя сына на добрую службу, желали благополучного возвращения. Казак целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать надевала сыну крестик или медальон (чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца) и трижды говорила: «Господи благослови. Тебе идти в пути, Господь впереди, Матерь Божья с ним, а ты за ним».
Вообще, среди служивых казаков было распространено ношение ладанок с зашитыми молитвами и щепоткой родной земли. Отец благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение царю и Отечеству. Послужи батюшке-царю, как и деды, и отцы твои служили». После благословения отца казак кланялся в ноги родным: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!» Потом обнимал, целовал жену: «Прости, милая жена! Жди меня! Бог даст, вернусь!»
Казачки всхлипывали, казаки торжественно молчали. Новобранец грустным взором окидывал родной двор, сад и всё, что дорого и мило ему, что так связано с его детством и юностью. Затем, по обычаю, который существовал в ст. Казанской, казак перед выходом из дома стрелял в верею (столб, на который навешивается створка ворот) или в порог. Младший братишка за распахнутые ворота выносил пику. Жена подводила коня, передавала повод и говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Неженатому казаку коня могли выводить невестка, сестра или друзья. Все выходили за ворота. Шествие направлялось на площадь к церкви, где служили молебен. Для этого из храма выносили «святости» — хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. Уже во время молебна примечали, какая судьба ждёт служивого: если конь стоит, опустив голову во время церковной службы, казак домой не вернется.
Затем и провожающие, и те, кто уходил на службу, смешавшись, шли на переправу. Впереди шли священнослужители. В одних случаях было принято, чтобы служивый казак шёл спешенный, в других - ехал, а коня вели жена или отец. Собравшийся народ был одет по-праздничному. Казаки в форменной военной одежде, без погон, но с заслуженными наградами в былых кампаниях. Старики при той же форме, но в чувяках — низкой кожаной обуви без твердого задника, и в шерстяных чулках домашнего изготовления. Женщины в нарядных платьях.
На берегу Дона появлялось вино и начиналось угощение. Песни не умолкали. Провожающие выпивали по чарке за каждое из трёх желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение. Служивые снимали со стремян колпачки и наливали в них грамм по десять вина. Пили стременную. Слышался плач их жён, детей и матерей.
Вот жена подала мужу ребёнка, а он посадил его в седло. Сама же она обвила руками шею коня, плачет, молит коника принести назад её милого друга. Последняя минута. Казаки снимают шапки, кланяются и крестятся...
Переправляясь через Дон, набожные воины черпали священную для них воду, мочили ею головы, утирали лицо, глаза и потом, поклонясь реке и последнему храму своей земли, стройными рядами оставляли станицу. Дробно стучали копыта, блестели на солнце пики, и всё исчезало за задонской горой. Только ещё долго оседала пыль, поднятая конскими копытами на вековом шляхе.
Вот и сегодняшние новобранцы, отслужив, вернутся домой, и когда-нибудь сами будут провожать на службу своих сыновей, как когда-то провожали их и всех казаков-предков защищать родную Отчизну да батюшку тихий Дон.
Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».
По описанию К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со своими ближайшими соседями, азовцами. Тут они придирались к каждому пустому случаю, чтобы учинить "размир". Например, азовцы, поймавши где-нибудь на промысле казаки, остригутъ ему усы и бороду; немедленно начиналась война. Бывали случаи, что в день заключения перемирия происходил и разрыв. Казаки нисколько не дорожили миром, потому что война доставляла им "зипуны", т. е. кормила их, … война обогащала их, прославляла по чужим землям. Частые войны и вечно тревожная жизнь порождали в казаках удаль. Удальцы никогда не переводились на Дону».
В XVI в. для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».
Фото Болдырева И.В., 1876 г.
Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. В старину все делалось по обычаю, завещанному предками. Выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях, затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жены выводили на площадь коней. У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.
Из церкви казаки во главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и каждый казак, припавши к родной могиле, просил благословение родителей. Обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.
По описанию К.К. Абаза: «Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: "Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живьем-здоровым". Мать благословляла образом, отец, вручая сыну пику, говорил: "Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози домой, пригодится и твоему сыну". Переходя Дон, станичники черпали священную для них воду, мочили ею голову, утирали лицо, глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли коней в придонские степи».
Для морских походов казаки готовили челны, которые обычно делали из липовых колод. Их распиливали пополам, затем выдалбливали середину, с боков прикрепляли ребра, а по обоим концам - выгнутые кокоры. Для большей устойчивости эти неуклюжие «посудины» обвязывались пучками камыша. Челны нагружали запасом пресной воды и казацкою снедью: сухарями, просом, толокном, сушеным мясом, соленой рыбой. Выряжались в поход налегке, одевались бедно, вооружались ручными пищалями, копьями, саблями. В больших походах возили с собою фальконеты - длинные малокалиберные орудия, стрелявшие со станков свинцовыми ядрами. "На ясном железе глаз играет", - так говорили бывалые казаки.
Затем все воинство собиралось у часовни помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда - на площадь, где пили прощальный ковш вина или меда. На берегу еще выпивали по ковшику и, наконец, рассаживались в лодки, по 40-50 человек в каждой. Во время похода существовал «сухой закон», пить строго-настрого запрещалось.
На берегу запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду... Вдали от родины, на далекой чужбине казаки составляли военное братство: они помогали друг другу в нуждах, делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг за дружку. Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы таковая ни приключилась - на аванпостах ли, в схватке, в преследовании - все равно, "клади душу за своего". Они же ревниво следили и за добронравием молодых. По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не разбивали по разным сотням, и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру. Каждый казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью. Бывали случаи, что оплошность односума товарищи искупали кровью.В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого.
Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».
После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг (обращался к жене), жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!".
Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, при этом говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.
Проводы донских казаков на службу.
Фото Болдырева И.В., 1876 г.
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.
Станичники заранее знали, когда казаки возвращаются со службы. Дома тщательно готовились к встрече. Убирали курени, мыли их внутри и снаружи.
Когда казак въезжал на родное подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись, казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, отца и лишь потом жену.
Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные занятия хозяйственной жизни. Но всегда при этом, казак был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.
Защита родной донской земли и России всегда были для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, истреблять её врагов.
Материал предоставила Полякова А.Н.,
зав. культурно-образовательным отделом
Старочеркасского музея-заповедника
Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».
По описанию К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со своими ближайшими соседями, азовцами. Тут они придирались к каждому пустому случаю, чтобы учинить "размир". Например, азовцы, поймавши где-нибудь на промысле казаки, остригутъ ему усы и бороду; немедленно начиналась война. Бывали случаи, что в день заключения перемирия происходил и разрыв. Казаки нисколько не дорожили миром, потому что война доставляла им "зипуны", т. е. кормила их, … война обогащала их, прославляла по чужим землям. Частые войны и вечно тревожная жизнь порождали в казаках удаль. Удальцы никогда не переводились на Дону».
В XVI в. для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».
Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. В старину все делалось по обычаю, завещанному предками. Выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях, затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жены выводили на площадь коней. У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.
Из церкви казаки во главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и каждый казак, припавши к родной могиле, просил благословение родителей. Обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.
По описанию К.К. Абаза: «Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: "Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живьем-здоровым". Мать благословляла образом, отец, вручая сыну пику, говорил: "Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози домой, пригодится и твоему сыну". Если же казак был уже совсем взрослый и отец его уже умер, то пику ему подавал сын или племянник. В песнях донских так и пелось:
Жена коня подводит мужу,
Племянник пику подаёт.
Переходя Дон, станичники черпали священную для них воду, мочили ею голову, утирали лицо, глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли коней в придонские степи».
Для морских походов казаки готовили челны, которые обычно делали из липовых колод. Их распиливали пополам, затем выдалбливали середину, с боков прикрепляли ребра, а по обоим концам - выгнутые кокоры. Для большей устойчивости эти неуклюжие «посудины» обвязывались пучками камыша. Челны нагружали запасом пресной воды и казацкою снедью: сухарями, просом, толокном, сушеным мясом, соленой рыбой. Выряжались в поход налегке, одевались бедно, вооружались ручными пищалями, копьями, саблями. В больших походах возили с собою фальконеты - длинные малокалиберные орудия, стрелявшие со станков свинцовыми ядрами. "На ясном железе глаз играет", - так говорили бывалые казаки.
Затем все воинство собиралось у часовни помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда - на площадь, где пили прощальный ковш вина или меда. На берегу еще выпивали по ковшику и, наконец, рассаживались в лодки, по 40-50 человек в каждой. Во время похода существовал «сухой закон», пить строго-настрого запрещалось.
На берегу запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду... Вдали от родины, на далекой чужбине казаки составляли военное братство: они помогали друг другу в нуждах, делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг за дружку. Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы таковая ни приключилась - на аванпостах ли, в схватке, в преследовании - все равно, "клади душу за своего". Они же ревниво следили и за добронравием молодых. По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не разбивали по разным сотням, и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру. Каждый казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью. Бывали случаи, что оплошность односума товарищи искупали кровью. В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого.
Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».
После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг (обращался к жене), жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!".
Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, при этом говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.
Станичники заранее знали, когда казаки возвращаются со службы. Дома тщательно готовились к встрече. Убирали курени, мыли их внутри и снаружи.
Когда казак въезжал на родное подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись, казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, отца и лишь потом жену.
Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные занятия хозяйственной жизни. Но всегда при этом, казак был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.
Защита родной донской земли и России всегда были для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, истреблять её врагов.
Светлана Асташкина
Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»
После исполнения 20 лет, казак начинал готовиться к службе . Провожали казака всей станицей . Обычно приходили родственники, друзья, товарищи и близкие. Было большое застолье. Потом всей станицей провожали за околицу .
Именно с этим обрядом мы познакомили гостей и родителей воспитанники старшей группы «Клубнички» . Наша группа получила статус «Казачья группа » .
Мы украсили зал в стиле казачьей горницы , в которой и происходили все события. Хозяйка-казачка и отец- казак встречали гостей . Дети читали стихи, пели песни о величавом Тихом Доне, о раздольном Донском крае и о славном казаке Гришатке , которому пришло время отправляться на службу .
Мероприятие прошло весело с играми, танцами с использованием настоящих казачьих традиций .
Цель : развивать представление детей об образе казачьей жизни через освоение казачьих традиций
Задачи :
Действующие лица :
Взрослые : хозяйка-Мать, хозяин-Отец, Дед Щукарь
Дети : вестовой, сын-казачок , гости-дети
Репертуар
Фонограмма песни «Трава моя муравушка»
Песня «Вечер, вечер, матушка»
Перепляс «Как донские казаки »
Танец «Из-под горочки туманик…»
Танец-песня «Барыня»
Песня «Ах, на горе калина»
Песня «Как за Доном, за рекой»
Песня «Как у нас было на Дону»
Песня «Ой, при лужке, при лужке»
Песня «О донском крае»
Игры :
На конях скачки – «Скачки на мишень»
«Прокати казачку на коне »
Игры с коромыслом
«Рыбалка»
Атрибуты : кружка, вязаные коврики, поднос с рушником и караваем, сумка деду Щукарю через плечо и рыба, Конь (голова и два человека в ткани, оружие, мешочек с землёй, сухари, 2 коня на палочке, корзина с мячами, 4 ведра, 2 коромысла, невод)
Ход праздника:
1 часть. 1 картина «На круг к атаману»
Зал оформлен в стиле казачьей горницы . Хозяин и хозяйка (в казачьих костюмах ) встречают гостей. Под фонограмму народной песни «Трава моя травушка» входят 5 детей.
Хозяйка : Пожалуйте, гостички, пожалуйте, дорогие!
Хозяин : Гость на порог – хозяину радость!
1 гость ребенок : Друзья имеются, так и сердце греется! (Юля)
2 гость ребенок : Доброго здоровья вам, хозяева! (Алина)
Входят дети(5, приплясывая под музыку (топотушки)
3 гость ребенок : Здорова дневали, Петр Иванович и Пелагея Марковна!
Хозяйка : Присаживайтесь станичники
4 гость ребенок : Ну и казак у вас (обращается к детям) Люб?
Хозяюшка нахваливает сына.
Дети : Люб!
5 гость ребенок : Ну, Точно дед – Иван Прокопович!
Хозяйка : Милости просим, дорогие гостички, сделайте честь нашему куреню
Хозяин : Покорнейше просим, проходите
Дети : Благодарствуем (хором! Мы спешим к вам на проводы .
Хозяйка : У нас для каждого найдется и местечко и словечко
6 гость ребенок : Без друзей жить – самому постылым быть (Богдан)
7 гость ребенок : Не плетень городи, а с соседом дружбу води (Алина Бобрышева)
Входят дети (5, приплясывая под музыку «Вечер, вечер, матушка»
Девочки : Здравствуйте Пелагея Марковна (кланяются)
Мальчики : Здравствуйте Петр Иванович (кланяются)
8 гость ребенок : Весть мы услыхали, что казачка Гришаню в поход провожают
9 гость ребенок : Пришли мы погуторить, песни спевать, свою удаль показать .
10 гость ребенок : А гостей у вас полно!
Хозяйка : Где теснее, там веселее!
Хозяин : Будьте как дома
Хозяйка : Удобно ли вам гости дорогие?
Сын : Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Дед Щукарь : (входит) Гостям известно дело, место хватило! Да не тесновато ли хозяевам?
Сын : В тесноте да не в обиде! Собрались казаки на единый «круг» !
Старые да молодые, веселые да удалые.
Будем песни петь, наш родной край прославлять и меня в поход провожать !
1 часть. 2 картина «Гулянье казаков »
Хозяева : Сегодня собрались казаки со всей станицы показать свою удаль .
Дед Щукарь : Вы пришли показать казачий пляс . А подарок есть у вас?
1 гость ребенок : Мы тебе Гришаня кружку смастерили. Ты в походе не скучай, Дон родимый вспоминай, с нами песню запевай
Исполняется перепляс «Как донские казаки » (Поклон, садятся на места)
Ребенок : Наступил и наш черед, песню заиграем.
Спляшем лихо и споем, и дары оставим!
Казачок танцует с группой «Из-под горочки туманик…» (в конце танца дети выносят цветные коврики)
Ребенок : При походе по степи пригодятся се ковры.
Хозяйка : Ох, спасибочки, веселые вы казачата да боевые !
Дед Щукарь : (взяв коврик, рассматривая его) : Да это дело хорошее, нужное при походе.
Гости : Люб ковер?
Хозяева : Люб!
Эти дети присаживаются, выходят другие дети.
Они держат хлеб на подносе с рушником
1 ребенок : А мы казачка провожаем пышным караваем !
2 ребенок : Он на блюде расписном с белоснежным рушником!
Казачок : Вы долго трудились?
3 ребенок : Пот на спине, так и хлеб на столе
4 ребенок : Работящие дети и отцу – хлеб
5 ребенок : Мы сейчас себя покажем,
Каблучками постучим
Лихо «Барыню» отпляшем,
Вас с собою пригласим
Под фонограмму исполняется танец-песня «Барыня»
Хозяйка : (хвалит детей) Ой да казачатки . Лихо «Барыню» отплясали. Даже Деда Щукаря развеселили, а то он как сухарь
Дед Щукарь : Это, я как сухарь? Да я вам это, я еще вам покажу! (шарит в сумке)
Хозяйка : Что там у тебя?
Дед Щукарь : Рыбу поймал казачонку
Хозяйка : Ну, неси ее сюда
Дед Щукарь : Да не идет она
Хозяйка : Так сам иди
Дед Щукарь : Да она меня не пускает
Хозяйка : Ну, давай помогу тебе (вытаскивает рыбицу)
Дед Щукарь : (дарит рыбу) : Вот тебе, Гришаня, от деда Щукаря рыбка для порядка
Хозяин : Ну и дедушка Щукарь…Ничего нам не сказал , что рыбу дивную поймал. Пора и другим казакам приветы слать , Свое выступление начинать!
1 ребенок : Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половице лопнуть?
2 ребенок : Из-за Дона песню выведу,
3 ребенок : Ох, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас
Исполнение песни «Ах, на горе калина»
Дед Щукарь : И танцуете вы ладно и песни играете, а вот скажите, без кого казак жить не может ? Кто друг верный казака ?
Дети отвечают. Говорят пословицы о коне.
Казаку конь – себе дорог
Казак с конем и ночью и днем
Мы поклон принесли, и коня привели (ребенок заводит «коня» ,
Ты коня корми досыта и блюди его копыта
тогда твой конь ретивый будет друг незаменимый, Хорошо скачи на нем, хоть куда с таким конем.
Дети дарят «коня» . Мать и казак благодарят гостей
Сын : Воронок притомился. Пусть водицы студеной попьет, сена поест перед дорогой, сил наберется (Уводит коня)
Хозяйка : Спасибо, станичники, что все пришли моего Гришутку проводить .
А по обычаю проводим сынка моего в дальнюю дорогу с песней.
Дети поют песню «Как за Доном, за рекой» , казачок и мать запевают .
Мать и отец («вместе» ): Сынок, дорогой наш, благословляем тебя! (Надевают оружие, дают мешочек с землей, сухари и т. д.)
Сын : Спасибо, матушка, спасибо, батюшка. Спасибо, станичники, за то, что пришли проводить меня . Я буду помнить ваши наказы.
Щукарь : И я, Гришатка, тебя провожу
Мать : Будем ждать встречи, Гришатка.
Дед Щукарь : Григорий с похода сильным, ловким, смелым вернется, а вы каши мало ели? Чай, у вас и силенок нету. Песни пел с вами, плясал, а силушку вашу не видал
Ребенок : Пойдем, дед Щукарь, мы покажем, какие мы быстрые, поворотные, ловкие, разудалые ребята! Одним словом…
Все дети : Казаки !
Исполнение песни «Как у нас было на Дону»
Проводятся игры .
Хозяйка : Сердце-то не зря взыграло, поиграть пора настала
Щукарь : У меня Щукаря два товарища : Первый – конь гнедой, Второй – белый конь. Казаки , коней седлайте! Чётко в цели попадайте!
На конях скачки – «Скачки на мишень»
(Команда папы катает девочек) (6 человек)
Мать : Развеселые живут на Дону казаки- ребята . Эх, танцуют от души наши казачата !
Исполняется песня «Ой, при лужке, при лужке»
Щукарь : Ай, да ребятушки,
Ай, да казачатушки , порадовали старого
Ох, хотел бы я посмотреть, проворны ли девицы- казачки ?
А теперь попросим мы молодушек сюда
Дадим в руки коромысла да два ведра
Пусть красавицы порадуют народ,
А в работе им гармошка подпоет
Наносим, девицы, водицы. Пора бы и ухе свариться
Игры с коромыслом. (Музыкальное сопровождение )
Пора казаков посылать Бреднем рыбы натягать
Проводится игра «Рыбалка» . (Дед ловит по кругу пап и мальчиков)
(Пока идет игра вывести одну девочку)
Щукарь : Вижу я, улов не плох, казак – ловкий рыболов
Девочка : (вбегает) Станичники! Станичники (Катя)
Щукарь : Чего тебе, кума?
Девочка : Я вам добрую новость принесла. Григорий с похода возвращается, встречайте.
Казачок : Здравствуй, милая станица. Вновь судьба свела с тобой. Здесь мне выпало родиться и вернулся я домой. Вновь душа от счастья плачет, Дону в пояс поклонюсь, Пусть мне сто дорог назначат, Я опять сюда вернусь.
Звучит фонограмма (плюс) песня о Донском крае
Вечер, вечер матушка, текст песни
1 Вечер, вечер матушка
Вечер государушка,
Иванушка приходил,
Подарочки приносил
2 Иванушка приходил,
Подарочки приносил,
Подарочек дорогой,
С руки перстень золотой
3 Та отрада, ты отрада,
Ты отрадушка моя,
Мы пойдем с тобой, отрада
Во зеленый сад гулять
4 Во зеленый сад гулять
Сладки ягоды сбирать,
Яблоки садовые,
Сладкие, медовые
5 Два яблочка сорвала
Тебя, милый поняла,
Два сахарных раскусила,
Тебя, милый, полюбила.